( Li-ion ) Тяговый аккумулятор для лодочного электромотора потерял ёмкость. Что делать?

        К сожалению, как и любое устройство тяговая батарея для лодочного электромотора со временем стареет. Что это означает? Какие процессы лежат в основе старения батареи? Можно ли продлить время жизни аккумулятора? В этой заметке мы попытаемся ответить на эти вопросы, которые интересуют тех владельцев Литий ионных тяговых батарей, чьи батареи достигли возраста 4-5 лет.

        Традиционно считается, что время жизни Li-Ion батареи определяется количеством циклов заряд-разряд, это безусловно верно, но только для батарей с высокой интенсивностью использования, таких как батареи в мобильных телефонах. Для большинства батарей лодочных электромоторов обычно это не так, поскольку за сезон обычно батарея используется только несколько десятков раз. На практике это означает, что более важным становится фактор потери свойств батареи при хранении. К сожалению даже при самом правильном хранении батареи, процесс деградации имеет тенденцию к развитию. Рост внутреннего сопротивления и токов саморазряда являются основными факторами снижения потребительских свойств Li-Ion батареи. Зависимость от времени хранения внутреннего сопротивления и токов саморазряда стандартами на производство Li-Ion аккумулятора не регламентируются, что позволяет производителям по существу скрывать данные об этих характеристиках. На практике производители предлагают модели для гаджетов, с коротким временем жизни (около одного года), и модели для использования в устройствах ответственного применения (4-6 лет). Проверить на данные характеристики при приобретении батареи не представляется возможным, поэтому приходится полагаться на репутацию поставщика. Заметим, что осознавая критическую важность данных характеристик для батарей лодочных электромоторов, производитель ESPADA-ESP 60-12/30 использует только элементы батареи, предназначенные для устройств ответственного применения. Не смотря на это, все равно наступает год, когда после зимнего хранения батарею не удается зарядить до 12,3-12,6. Это типичный признак, что в одной из секций батареи появился элемент с повышенным током саморазряда и встроенных возможностей BMS (В переводе с английского, BMS (Battery Management System) – система управления батареей.) стало недостаточно для заряда каждой из секций до 4,25В. Суть проблемы в следующем, при стандартным алгоритме работы, BMS подает заряжающий ток в последовательно соединенные секции батареи и контролирует напряжение на каждой из секций. Из-за технологических допусков при изготовлении цилиндрических элементов (из которых состоят секции батареи) напряжение на секциях несколько разнятся, по достижении примерно 70% заряда BMS подключает резистивные шунты (шунт для ESPADA-ESP 100-12/30 снижает ток примерно на 200мА) для тех секций напряжение для которых выше (то есть для тех секций, которые полнее заряжены) и тем самым не дозаряженные секции пытается дозарядить быстрее тех, напряжение на которых выше. Системы с таким алгоритмом дёшевы и хорошо справляются с выравниванием напряжений на секциях батареи, до тех пор пока тока через шунт достаточно для выравнивания напряжения на всех секциях Li-Ion батареи. Но однажды этих мер по выравниванию становиться не достаточно и выясняется, что ёмкость батареи существенно упала.
         ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если система батарея - зарядное устройство только вышла за пределы возможностей BMS, то заряжая и разряжая несколько раз подряд, возможно удастся добиться балансировки секций батареи.
        Более радикальным способом улучшить ситуацию и продлить жизнь батарее, является использование дополнительного устройства под названием "Устройство для восстановления ёмкости лодочных аккумуляторов Espada RE-Li". Данное устройство позволяет зарядить каждую секцию дополнительно до номинального значения. По мнению разработчиков ESPADA-ESP 80-12/30 данное устройство может в ряде случаев продлить жизнь батареи на 1-2 года.



Поскольку цена устройства не высока и его применение требует лишь минимальных знаний по обращению с электронными устройствами, то это представляется разумной попыткой продлить жизнь батареи.
        Если при межсезонном хранении из-за повышенных токов саморазряда одна из секций разрядилась ниже допустимого уровня, а это в свою очередь привело к потере ёмкости элементами входящими в состав секции, то очевидно, что применение "устройство заряда секции" нужного эффекта не даст и единственный вариант ремонта это замена одной или нескольких секций батареи, что конечно не дёшево.
Итак, старайтесь в межсезонье хранить батарею заряженной до 11,4 вольта., если в начале сезона батарею не удалось зарядить до 12,3 вольт, то рассмотрите возможность приобретения и использования "устройство заряда секции" для принудительного заряда всех секций до 4,25вольта.

P.S. Удачи в рыбалке и отсутствие слабых элементов в цепях батареи.